Закупки в России становятся более прозрачными благодаря цифровизации
К такому выводу пришли участники lV Всероссийской конференции "Государственные и корпоративные закупки – 2025: курс на развитие отечественного производства". Мероприятие состоялось сегодня в Москве в очном и онлайн-формате. Организатором выступила компания "Гарант".
К законодательству, регулирующему закупочную деятельность, обращаются довольно часто. По данным правовой системы ГАРАНТ, количество запросов Гражданского кодекса и Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" сопоставимо. При этом последний нормативный правовой акт – один из наиболее технически сложных.
Председатель совета директоров компании "Гарант" Дмитрий Першеев привел в пример ст. 93 Закона № 44-ФЗ "Осуществление закупки у единственного поставщика", в которой содержится 7734 слова. Это составляет 30 страниц формата А4. Для сравнения самое длинное предложение в романе "Война и мир" Льва Толстого содержит лишь 229 слов.
По его словам, уже в ближайшие месяцы компания представит разработку, которая позволит автоматизированно решать многие вопросы в сфере закупок и существенно облегчит жизнь специалистам.
Участники конференции отметили ряд важных изменений в российском законодательстве о закупках. Однако, несмотря на них в сфере закупочной деятельности остаются проблемы. Основные споры по-прежнему касаются:
- описания объекта закупки;
- определения цены контракта;
- оплаты принятых заказчиком работ;
- уклонения от заключения контракта;
- возмещения исполнителем потребленных во время исполнения контракта ресурсов заказчика;
- предоставления недостоверных сведений.
Так, одной из проблем является описание объекта закупки, которое составлено под одного производителя. "Описание объекта закупки должно быть сформировано таким образом, чтобы не ограничивать количество участников закупки", – подчеркнула Ольга Горбачева, начальник управления контроля размещения Государственного заказа ФАС России.
То, что правоприменительная практика идет по принципу пары, подтвердил генеральный директор Центра эффективных закупок Tendery.ru, ведущий эксперт РАНХиГС при Президенте РФ Кирилл Кузнецов. Эксперт отметил, что заказчик будет чувствовать себя безопасно, если сможет подтвердить наличие как минимум двух производителей, которые соответствуют описанию объекта закупки. "Это немного странно, так как ввиду презумпции невиновности доказывать данное обстоятельство должен оппонент, – считает Кирилл Кузнецов, – но в контрактной системе не всегда нужно опираться на логику, стоит искать рабочее решение с учетом текущих реалий".
Среди проблем эксперты отметили также предоставление участниками закупок недостоверных сведений. Ольга Горбачева обратила внимание на то, что ФАС России ведет реестр участников закупочной деятельности, которые предоставляли в составе своей заявки подложные документы. Представитель ФАС России порекомендовала пользоваться им, а также в целом внимательно проверять документацию в заявках на участие. "Особенно это касается строительного сектора, который по значимости в сфере госзакупок стоит на первом месте, – сказала Горбачева, – на втором месте исторически находится медицина".
В ходе мероприятия была отмечена масштабная работа Федерального казначейства, которое создало структурированное извещение и структурированную заявку. Это создает условия, при которых заявка от участника должна полностью соответствовать извещению. По словам экспертов, такое решение снимает с заказчика большой объем работы.
Участники конференции неоднократно отмечали движения законодательства о закупках в цифровую сферу. "С 1 июля цифровизация затронет контракты с единственным поставщиком, которые заключают по результатам несостоявшейся конкурентной закупки, в случае, если никто не принял участия либо все заявки были отклонены", – отметил Арсен Петросов, заместитель начальника Управления по контролю в сфере контрактных отношений Федерального казначейства.
Минстрой России призвал всех к работе по совершенствованию нормативно-технических документов, которые касаются ценообразования. "Основная мера, которую мы хотим реализовать в этом году – это внедрение формулы цены контракта, – поделился Александр Гончаров, заместитель директора Департамента ценообразования и ресурсного обеспечения строительства Минстроя России, – она соответствует поручению Президента РФ о выработке решения по нивелированию рисков в отношении аномальных скачков цен на строительные ресурсы".